«Любая изреченная человеком мысль есть ложь уже в силу того, что она двойственна и метафорична»: Агранович С.З. Миф - это "матрица" культуры. Код, расшифровка которого позволяет добраться до глубинных смыслов самых значимых литературных текстов, постичь таинство великих произведений искусства и явлений культуры, докопаться до корней древа человеческого сознания. Софья Агранович - делает это виртуозно. О ней и сегодня, спустя почти десять лет после ее переселения в "царство", из которого не возвращаются и исследованию отражений которого в культуре наших предков, она посвятила многие годы, ходят легенды среди выпускников филфака Самарского (Куйбышевского) госуниверситета и ее коллег по цеху. «Человеческое сознание в силу своей природы изначально лишено абсолютной искренности и однозначности» («Homo amphibolos. Археология сознания») ___________________________________________ Софья Залмановна Агранович (1944 — 18 июля 2005) — филолог, литературовед, фольклорист, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета, автор книг. Родилась в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье рабочих. Окончила Куйбышевский педагогический институт. Работала пионервожатой в школе(1961–1962),была научным сотрудником Куйбышевского литературного музея(1966–1968),преподавателем в профтехучилище(1968–1975),читала лекции в других вузах и школах (по программе предвузовской подготовки). По приглашению Льва Адольфовича Финка пришла работать в Куйбышевский государственный университет, где проработала 30 лет и стала крупнейшим в городе специалистом по фольклору, мифологии, мифопоэтике. Софья Залмановна разработала авторский курс «История и теория фольклора», вела студенческий спецсеминар, изучающий связи фольклора и литературы, отражение в современном художественном сознании древних мифологических представлений. В том же направлении развивалась и её собственная научная деятельность: вместе со своими коллегами Л. П. Рассовской, А. И. Петрушкиным, И. В. Саморуковой, Е. Е. Стефанским, С. В. Березиным создала семь научных монографий. Основное направление научной деятельности С. З. Агранович: исследование того, как архаические структуры языка и мышления представлены в литературе, как они задействованы в формировании смысла литературного произведения. Была продуктивно развита бахтинская традиция рассмотрения явления культуры в «большом времени». Награждена медалью «Ветеран труда». - Агранович С., Березин С. - Homo amphibolos. Археология сознания.-2005 https://vk.com/doc-123642573_477692368 Последняя книга, над которой работала Софья Залмановна Агранович (в соавторстве с психологом Сергеем Викторовичем Березиным), называется «Homo amphibolos: Археология сознания». Исследуя генетическую природу психологических феноменов человеческого сознания и кардинальных категорий культуры, авторы выстроили принципиально новую гипотезу, объясняющую происхождение человека и архаические истоки его сознания, возникновение символического языка. Особое внимание было уделено природе смеха. По мысли исследователей, смех стал психическим «механизмом», давшим человеку возможность парадоксально-неожиданного и экономно-лаконичного выхода из постоянно возникавших двусмысленных ситуаций, ситуаций так называемого «двойного послания». Мозг человека обрел уникальное качество, которое выделило его из остальной живой природы, позволило развить перспективные аналитические способности и подготовиться к новым «вызовам» окружающего мира. - Агранович С. - Двойничество.-2001 https://vk.com/doc-123642573_477692285 Монография посвящена литературному архетипу «двойничества» и его основным вариантам, среди которых авторы выделяют три основных: «двойники-антагонисты», «карнавальные пары», «близнецы». Двойничество в целом трактуется как «языковая структура», в которой образ человека корректируется одним из исторических вариантов бинарной модели мира. Особое внимание уделяется «близнечному», или «русскому типу» двойничества, формирование которого связано со специфическими социокультурными условиями России XVII века. Введение (И.В.Саморукова), главы первая и вторая (И.В.Саморукова), а также глава третья (С.З.Агранович) посвящены теоретическим аспектам археитипа двойничества в мифе, фольклоре, западно-европейской и русской литературе. Главы четвертая и пятая (С.З.Агранович), а также шестая (И.В.Саморукова) представляют собой анализ конкретных произведений русской литературы и функционирования в них двойниковых моделей. Качество отличное. Введение. Двойники-антагонисты. Карнавальные пары. Близнецы. Стилевая игра с двойничеством в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Эсхатологическая ориентированность русского двойничества: Достоевский и Бунин. Двойничество как художественный код романа В.Набокова «Отчаяние». Заключение. Примечания. - Агранович С.З., Саморукова И.В. - Гармония-Цель-Гармония. Художественное сознание в зеркале притчи.-1997 https://vk.com/doc-123642573_477693008 В книге «Гармония — цель — гармония. Художественное сознание в зеркале притчи», авторы пытаются объяснить происхождение и развитие изначально заданных правил человеческой жизни, которые возникли и продолжают жить в каждом из нас. В своей книге авторы пытаются объяснить происхождение и развитие изначально заданных правил человеческой жизни, которые возникли и продолжают жить в каждом из нас. Миф — не завиральная выдумка, все мифы возникли и развились из самой сущности, из природы человека. Мифы претерпевали изменения вместе с человеком: менялись условия его жизни, его восприятие мира, и, оглядываясь назад, он свою вчерашнюю культуру, свое прошлое называл мифом. История любого народа складывается из движения людей к тому или иному Абсолюту, этому движению в каждую эпоху подчиняется всё - политика, экономика, идеология, семья. Невозможно навязать чуждые народу, враждебные его культуре ценности или провозглашать их на непонятном, не укладывающимся в мифологическую триаду (субъект — объект — Абсолют) языке. История замысла и жанр исследования. Понятие о типе художественного сознания. Генезис и поэтика притчи. Притчевый тип художественного сознания. Типы художественного сознания. Текст и проблема автора. - Агранович С., Стефанский Е. - Миф в слове продолжение жизни. (Очерки по мифолингвистике).-2003 https://vk.com/doc-123642573_477693539 В монографии анализируется генезис ряда славянских концептов (в частности, стыд и срам, печаль, лютость, место) с точки зрения мифа и ритуала. Для доказательства авторы привлекают широкий спектр фактов языка, фольклора, литературы и искусства. М.Лабащук. Синкретизм слова и действия. Вместо введения. В поисках недостающего звена. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Фольклорно-мифологические истоки этимологии слов стыд и срам.«Печаль моя светла.» Концепты «печь» и «печаль» в русской культуре. «Пожалел волк кобылу.» Генезис славянского концепта «лютость» и его история в славянских языках и культурах. «Я вышел строить и месть.» Генезис пространственных концептов в славянских языках и культурах. Заключение. Литература. - Агранович С.З., Рассовская Л.П. - Миф, фольклор, история в трагедии Борис Годунов и в прозе А.С.Пушкина.-1992 https://vk.com/doc-123642573_477694122 Исследуются характер историзма и фольклорные основы трагедии «Борис Годунов», романа «Капитанская дочка», повести «Пиковая дама» А.С.Пушкина, а также драматической трилогии А.К.Толстого. Авторы стремятся показать также связь пушкинской трагедии с традициями Еврипида и Шекспира. Произведения Пушкина рассматриваются, в широком контексте истории человечества. В центре внимания исследователей сложный и богатый комплекс идей и проблем, связанных с фигурой царя, генезис которой восходит к образу племенного вождя периода разложения родового строя и формирования классового общества. Интересны также наблюдения и размышления авторов над связями идейного комплекса «царь - самозванец - скоморох - юродивый» и жанровой, природы трагедии и романа. Предназначена для специалистов-литературоведов, интересующихся проблемами взаимоотношений фольклора и литературы, студентов, а также всех любящих творчество Пушкина. Содержание: Архаические истоки и эволюция образа царя в народном сознании. Царь и народ. Царь и самозванец. Царь и скоморох. Царь и юродивый. Образы авантюристов в трагедии. «Борис Годунов» и «Капитанская донка». «Борис Годунов» и «Пиковая дама». Еврипид, Шекспир, Пушкин. Формирование и эволюция трагедии. Примечания. - Агранович С.З. - Неизвестный Хемингуэй.-1997 https://vk.com/doc-123642573_477694695 Эта книга о произведениях Э.Хемингуэя, который во времена идейных и духовных кризисов столетия нашел глубинную основу для творчества: народные, фольклорно-мифологические представления, культурные традиции, складывавшиеся веками и бережно хранившиеся человечеством. Именно они являются основой подтекста таких рассказов и романов, как «В наше время», «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Писатель видел и другое, самое страшное - как манипулируют народным сознанием, выхолащивают его, приспосабливая к политическим сиюминутным интересам. Не только видел, но и показал во многих произведениях - рассказах, романах, таких, как «Иметь и не иметь», «По ком звонит колокол». Но как всё трансформировалось в художественную форму - об этом читайте в книге, которую держите в руках. Качество отличное. Содержание: Глубины подтекста (вместо предисловия) «Декамерон» ХХ века? В поисках утраченной цели («Фиеста») В тупике К вершине хрустальной горы «По ком звонит колокол» (роман-предвидение) - Агранович С.З. - Лекции для психологов о сказке и мифе Софья Залмановна Агранович — филолог, литературовед, фольклорист, профессор Самарского университета, автор нескольких книг, харизматичный лектор. (Она сама - как миф и как легенда. ) В ее исследованиях языковедение и литературоведение тесно переплетается с этнографией, с отражением в современном сознании древних мифологических представлений. Цикл лекций расшифрованное видео — о фольклоре для психологов-четверокурсников (то есть не для филологов, а для обычных неподготовленных, но грамотных людей). + Видео: «Лекции о сказках и мифах» Софьи Залмановны Агранович https://vk.com/videos53900582?section=album_53398250

Теги других блогов: культура миф Софья Агранович